Генераторы и системы частиц являются важной частью при создании любого дизайна и особенно в его видео направлении. Существует масса простых и сложных возможностей по применению таких частиц в motion дизайне для создания видео бэкграундов, заставко, интро и рекламы. И вот недавно обновился один многообещающий плагин с большим функционалом для симуляции частиц Superluminal Stardust v1.6 с уникальной в After Effects модульной (нодовой) системой построения эффектов. Давайте взглянем на его инструментарий более подробно в этом обзоре.
https://www.youtube.com/watch?v=Uv1_Qmjw_CQ
Парни из Superluminal натолкали в свое юное (относительно) детище много всего нужного и интересного, и в After Effects еще пока не было настолько мощного и сложного плагина, который бы ставил своей целью объединить столько разных направлений в рамках одного модуля. Так справился ли Stardust с этой задачей? Можно ли его назвать самым нужным плагином для After Effects? Сможет ли он вытеснить и заменить других лидеров рынка для работы с 3D и частицами - Element 3D и набор Trapcode?
Я постарался для себя найти ответы на эти вопросы в обзоре, а заодно познакомить своих подписчиков на YouTube с новыми возможностями плагина Stardust, с его плюсами и минусами. Кстати, не стесняйтесь подписываться на мой канал с уроками, там уже накопилось много полезной информации по After Effects.
Но вернемся к частицам, плагин Stardust позволяет не только работать с обычными плоскими 2D частицами как Trapcode Form и Particular, но и создавать настоящие трехмерные объекты, 3D текст, в общем, нагло подвинув Trapcode, всячески лезет на территорию еще и Element 3D. К сожалению по скорости рендера OpenGL движок в Element 3D оставляет неторопливого Stardust далеко позади, а своеобразная система материалов имеет несколько непривычных решений и лишних ограничений и тоже проигрывает возможностям Element 3D, которому и самому есть куда расти в этом направлении.
Кончено же мне было бы интересно еще сравнить и скорость рендера частиц в разных плагинах: в Stardust, в Trapcode Particular и в Form. А режим для 3D объектов с быстрым Element 3D, работающим на видеокарте через OpenGL. Для этого я подготовил несколько простых тестовых сцен с примерно одинаковыми параметрами и равным количеством частиц для визуального соответствия. Из этого материала получилось такое сравнительное видео с результатами тестирования.
Новички могут так же глянуть подробные обзоры и на другие плагины для работы с красивыми частицами и эффектами в After Effects.
Для работы Stardust может импортировать трехмерные модели из редакторов в OBJ формате. И мне очень понравилось, что Stardust умеет еще и визуализировать сетку объекта Wireframe правильными четырехугольниками, как в нормальных 3D редакторах, а не упрощенную менее привлекательную треугольную секту для игр. Может это, кончено, и вкусовщина, но в 99% в любых красивых профессиональных проектах по большей части всегда используется только полигонами с четырьмя вершинами.
Как альтернатива сложной геометрии, которая не всегда может быть востребована, с помощью Stardust в After Effects можно рендерить правильный Wireframe не только в виде реальной геометрии, но и в виде простых линий, состоящих из множества частиц, как это делает например Form, только без его треугольников. К сожалению других альтернативных способов делать это с "квадратами" кроме плагина Stardust в After Effects я не знаю, хотя очень долго искал.
Свои собственные 3D объекты (те, что создаются в его модульной структуре, куда Element 3D естественно не входит) плагин Stardust может освещать объемными источниками света (Volumetric Lights) с красивыми тенями. Раньше такой видимый свет можно было сделать только с Trapcode Lux да и то без теней, так как плагин не признает вообще никакие объекты, тем более из других плагинов.
https://www.youtube.com/watch?v=yX90gL24YdE
А еще в Stardust имеется физический движок, благодаря которому объекты и частицы можно сталкивать друг с другом. Так что засыпать логотип шариками и накидать монет на стол становится сделать вполне реально. В последней версии 1.6 добавили работу с газообразными материалами Volume, благодаря этому можно попробовать создать простой дым и облака прямо в After Effects из 3D примитивов, из текста или скопления частиц, можно и импортировать готовые сложные модели флюидов в виде VDB файлов из специальных программ. Работает очень медленно, но поддерживает тени и цветные источники света, для всего этого используется "известная OpenVDB технология" для обмена данными симуляции (volumetric data) флюидов огня, дыма, облаков и вроде бы даже воды.
А если всего этого вам кажется мало, то частицы в Stardust можно еще и обрабатывать по алгоритмам Metaballs, превращая их в замкнутую сглаженную анимированную поверхность, что может пригодиться для создания необычных задних фонов и прочего абстрактного дизайна. В обработке могут принимать участие не только частицы, но и другие объекты как в Volume Modeling у Cinema 4D.
Как видите в плагине Stardust поместилось многое, что раньше было разбросано по нескольким другим плагинам, а то и вообще отсутствовало в After Effects. Благодаря единой базе рендера все эти эффекты могут взаимодействовать между собой на физическом уровне, отражаться, бросать тени и т.д.
Но за все это удовольствие приходится платить - плагин Stardust получился очень неспешный, работает с задержками даже без каких либо наворотов в кадре. К тому же эффект DOF рендерится криво и создает лишние неправильные ореолы по краям объектов в 3D режиме, с обычными 2D частицами этой проблемы вроде бы не наблюдается, но они выглядит гораздо круглее и резче чем у того же Trapcode.
Сказывается и неспособность интерфейса самого After Effects удобно управлять большим количеством параметров и эффектов на одном слое. Ничего не помещается на экране, приходится постоянно подкручивать колесом мыши с медленно скоростью. Стек слоев все время самостоятельно раскрывается на полную и съезжает куда не надо, и все это надо постоянно контролировать, а тот ли узел я выделил? Ничего бы не перепутать и возвращать интерфейс к привычному нормально виду. Да, тут Stardust раскрывает ограниченость After Effects по полной!
Стоит отметить и слабо подготовленную документацию плагина, в которой отсутствуют описания многих параметров и картинок с примерами, поэтому по большей части приходится изучать работу Stardust методом "научного тыка" в слепую и смотреть, что из этого выйдет. Или нет. Ведь в таких сложным системах не все настройки можно так легло распознать с первого раза, и не все они могут проявляться в разных вариациях и комбинациях.
https://www.youtube.com/watch?v=B5l1USJ3KkQ
В остальном же это очень перспективный плагин с кучей функций в одном флаконе для After Effects, благодаря широким возможностям которого можно даже простить ему небольшую нестабильность и не очень удобный интерфейс. Остается дождаться, когда в него завезут симуляцию флюидов для создания огня и дыма, исправят эффект DOF, доделают более вменяемую систему материалов, ну и рендер бы чуть побыстрее.
Вот тогда и заживем!
https://www.youtube.com/watch?v=Uv1_Qmjw_CQ
Содержание обзора с временными метками
01:03 Про демо-сцену с черепом
01:39 3D возможности, импорт OBJ объектов, отражения, материалы и Helpers
04:30 Про скорость рендера и сравнение с Element 3D
05:49 Объекты-примитивы в качестве 3D частиц
06:20 Объемный свет с тенями Volumetric Lights
06:53 Прозрачные материалы
08:09 Subsurface scattering
08:22 3D текст
09:18 Деформеры 3D геометрии
09:47 3D текст по кривой Model Path Deform
10:17 Экспорт OBJ объектов
10:37 Использование Null для управления объектами внутри Stardust
11:18 Облет частицами вокруг 3D слоя Obstruction layer
12:19 3D туман
12:35 3D Wireframes с честной геометрией
14:56 Wireframes попроще - линии из частиц
16:08 Физика и столкновение объектов
18:14 Volume рендер дыма из частиц
20:23 Volume облако из 3D текста
20:35 Импорт VDB файлов в Stardust
22:06 Использование Volume для создания геометрии типа Metaballs
24:02 Объединение узлов в группы и создание узлов из меню мыши
25:07 Быстрое подключение нескольких узлов и вырезание узла из сети
26:55 Про Solo режим для узлов
27:31 Скрытие узлов в списке эффектов Shy
28:24 Переходим к минусам плагина Stardust
29:50 Кривой DOF не катит
32:09 Дублирование узлов ппц как неудобно
35:07 Лайфхак со стеком слоев когда Stardust замучает раскрываться
35:36 Заметки про не очень полезную документацию
38:00 Ну наконец-то итоги и выводы
01:39 3D возможности, импорт OBJ объектов, отражения, материалы и Helpers
04:30 Про скорость рендера и сравнение с Element 3D
05:49 Объекты-примитивы в качестве 3D частиц
06:20 Объемный свет с тенями Volumetric Lights
06:53 Прозрачные материалы
08:09 Subsurface scattering
08:22 3D текст
09:18 Деформеры 3D геометрии
09:47 3D текст по кривой Model Path Deform
10:17 Экспорт OBJ объектов
10:37 Использование Null для управления объектами внутри Stardust
11:18 Облет частицами вокруг 3D слоя Obstruction layer
12:19 3D туман
12:35 3D Wireframes с честной геометрией
14:56 Wireframes попроще - линии из частиц
16:08 Физика и столкновение объектов
18:14 Volume рендер дыма из частиц
20:23 Volume облако из 3D текста
20:35 Импорт VDB файлов в Stardust
22:06 Использование Volume для создания геометрии типа Metaballs
24:02 Объединение узлов в группы и создание узлов из меню мыши
25:07 Быстрое подключение нескольких узлов и вырезание узла из сети
26:55 Про Solo режим для узлов
27:31 Скрытие узлов в списке эффектов Shy
28:24 Переходим к минусам плагина Stardust
29:50 Кривой DOF не катит
32:09 Дублирование узлов ппц как неудобно
35:07 Лайфхак со стеком слоев когда Stardust замучает раскрываться
35:36 Заметки про не очень полезную документацию
38:00 Ну наконец-то итоги и выводы
Парни из Superluminal натолкали в свое юное (относительно) детище много всего нужного и интересного, и в After Effects еще пока не было настолько мощного и сложного плагина, который бы ставил своей целью объединить столько разных направлений в рамках одного модуля. Так справился ли Stardust с этой задачей? Можно ли его назвать самым нужным плагином для After Effects? Сможет ли он вытеснить и заменить других лидеров рынка для работы с 3D и частицами - Element 3D и набор Trapcode?
Я постарался для себя найти ответы на эти вопросы в обзоре, а заодно познакомить своих подписчиков на YouTube с новыми возможностями плагина Stardust, с его плюсами и минусами. Кстати, не стесняйтесь подписываться на мой канал с уроками, там уже накопилось много полезной информации по After Effects.
Но вернемся к частицам, плагин Stardust позволяет не только работать с обычными плоскими 2D частицами как Trapcode Form и Particular, но и создавать настоящие трехмерные объекты, 3D текст, в общем, нагло подвинув Trapcode, всячески лезет на территорию еще и Element 3D. К сожалению по скорости рендера OpenGL движок в Element 3D оставляет неторопливого Stardust далеко позади, а своеобразная система материалов имеет несколько непривычных решений и лишних ограничений и тоже проигрывает возможностям Element 3D, которому и самому есть куда расти в этом направлении.
Кончено же мне было бы интересно еще сравнить и скорость рендера частиц в разных плагинах: в Stardust, в Trapcode Particular и в Form. А режим для 3D объектов с быстрым Element 3D, работающим на видеокарте через OpenGL. Для этого я подготовил несколько простых тестовых сцен с примерно одинаковыми параметрами и равным количеством частиц для визуального соответствия. Из этого материала получилось такое сравнительное видео с результатами тестирования.
Новички могут так же глянуть подробные обзоры и на другие плагины для работы с красивыми частицами и эффектами в After Effects.
Для работы Stardust может импортировать трехмерные модели из редакторов в OBJ формате. И мне очень понравилось, что Stardust умеет еще и визуализировать сетку объекта Wireframe правильными четырехугольниками, как в нормальных 3D редакторах, а не упрощенную менее привлекательную треугольную секту для игр. Может это, кончено, и вкусовщина, но в 99% в любых красивых профессиональных проектах по большей части всегда используется только полигонами с четырьмя вершинами.
Как альтернатива сложной геометрии, которая не всегда может быть востребована, с помощью Stardust в After Effects можно рендерить правильный Wireframe не только в виде реальной геометрии, но и в виде простых линий, состоящих из множества частиц, как это делает например Form, только без его треугольников. К сожалению других альтернативных способов делать это с "квадратами" кроме плагина Stardust в After Effects я не знаю, хотя очень долго искал.
Свои собственные 3D объекты (те, что создаются в его модульной структуре, куда Element 3D естественно не входит) плагин Stardust может освещать объемными источниками света (Volumetric Lights) с красивыми тенями. Раньше такой видимый свет можно было сделать только с Trapcode Lux да и то без теней, так как плагин не признает вообще никакие объекты, тем более из других плагинов.
https://www.youtube.com/watch?v=yX90gL24YdE
А еще в Stardust имеется физический движок, благодаря которому объекты и частицы можно сталкивать друг с другом. Так что засыпать логотип шариками и накидать монет на стол становится сделать вполне реально. В последней версии 1.6 добавили работу с газообразными материалами Volume, благодаря этому можно попробовать создать простой дым и облака прямо в After Effects из 3D примитивов, из текста или скопления частиц, можно и импортировать готовые сложные модели флюидов в виде VDB файлов из специальных программ. Работает очень медленно, но поддерживает тени и цветные источники света, для всего этого используется "известная OpenVDB технология" для обмена данными симуляции (volumetric data) флюидов огня, дыма, облаков и вроде бы даже воды.
А если всего этого вам кажется мало, то частицы в Stardust можно еще и обрабатывать по алгоритмам Metaballs, превращая их в замкнутую сглаженную анимированную поверхность, что может пригодиться для создания необычных задних фонов и прочего абстрактного дизайна. В обработке могут принимать участие не только частицы, но и другие объекты как в Volume Modeling у Cinema 4D.
Как видите в плагине Stardust поместилось многое, что раньше было разбросано по нескольким другим плагинам, а то и вообще отсутствовало в After Effects. Благодаря единой базе рендера все эти эффекты могут взаимодействовать между собой на физическом уровне, отражаться, бросать тени и т.д.
Но за все это удовольствие приходится платить - плагин Stardust получился очень неспешный, работает с задержками даже без каких либо наворотов в кадре. К тому же эффект DOF рендерится криво и создает лишние неправильные ореолы по краям объектов в 3D режиме, с обычными 2D частицами этой проблемы вроде бы не наблюдается, но они выглядит гораздо круглее и резче чем у того же Trapcode.
Сказывается и неспособность интерфейса самого After Effects удобно управлять большим количеством параметров и эффектов на одном слое. Ничего не помещается на экране, приходится постоянно подкручивать колесом мыши с медленно скоростью. Стек слоев все время самостоятельно раскрывается на полную и съезжает куда не надо, и все это надо постоянно контролировать, а тот ли узел я выделил? Ничего бы не перепутать и возвращать интерфейс к привычному нормально виду. Да, тут Stardust раскрывает ограниченость After Effects по полной!
Стоит отметить и слабо подготовленную документацию плагина, в которой отсутствуют описания многих параметров и картинок с примерами, поэтому по большей части приходится изучать работу Stardust методом "научного тыка" в слепую и смотреть, что из этого выйдет. Или нет. Ведь в таких сложным системах не все настройки можно так легло распознать с первого раза, и не все они могут проявляться в разных вариациях и комбинациях.
https://www.youtube.com/watch?v=B5l1USJ3KkQ
В остальном же это очень перспективный плагин с кучей функций в одном флаконе для After Effects, благодаря широким возможностям которого можно даже простить ему небольшую нестабильность и не очень удобный интерфейс. Остается дождаться, когда в него завезут симуляцию флюидов для создания огня и дыма, исправят эффект DOF, доделают более вменяемую систему материалов, ну и рендер бы чуть побыстрее.
Вот тогда и заживем!